В 1941-1945 годах на фронтах Великой Отечественной войны провел Попов Константин Артемьевич, который по праву считается основателем научного и промышленного садоводства в Республике Коми.
Разведением плодовых и ягодных культур Константин Артемьевич начал заниматься в 1935 г., когда впервые на своем приусадебном участке посадил 5 кустов лесной черной смородины и несколько кустиков лесной земляники. Посещение в 1937 г. Выставки Ботанического сада, изучение работы И.В. Мичурина «Итоги 60-летних работ», как пишет К.А. Попов: «натолкнули меня на мысль попытаться вырастить на своем приусадебном участке плодовые растения». Переписка с научно-исследовательским институтом им. Мичурина, со многими плодово-ягодными опытными станциями Советского Союза, посещение Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939 г.), где он впервые увидел стланцевые яблони, окончательно убедили молодого, любознательного опытника заняться плодоводством в Сыктывкаре.
В последующие годы, до Великой Отечественной войны, он заказывает и получает семена, черенки, саженцы из различных мест страны — из Мичуринска, Ленинграда, Москвы, Челябинска, Кирова, Омска, Алтая. Уже до войны, в своем саду К.А. Попов посадил 20 сортов яблони, по нескольку сортов груши, сливы, вишни, смородины, малины, крыжовника, маньчжурский орех и др.
В 1941-1945 годах, когда Константин Артемьевич провел на фронтах Великой Отечественной войны, его сад в основном сохранился, несмотря на отсутствие ухода, что лишний раз подтвердило перспективность садоводства в Коми АССР.
После возвращения, в конце 1945 г., из армии К.А. Попов решает продолжить начатое дело и становится руководителем кружка юных садоводов на республиканской станции юннатов. Эта работа обогатила К.А. Попова новыми знаниями и практическим опытом.
Впервые, выращивая плодовые деревья в суровых условиях Севера, выше 62° с.ш., Попов К.А., сталкивается с рядом проблем, ответа на которые не было ни в работах И.В. Мичурина и других садоводов, ни в трудах основателя научного садоводства П.Г. Шитта. Поэтому были и неудачи, и гибель яблонь, казалось бы, в благоприятные для их роста и развития годы. И только, благодаря настойчивости, пытливости, наблюдательности, огромному трудолюбию молодого исследователя многие проблемы были им решены, что послужило основой развития плодоводства и ягодоводства в Коми АССР.
Попов К.А. разработал способы посадки саженцев с посадочной доской, изучил методы прививки, усовершенствовал их для условий Севера; методы повышения приживаемости и «оживления» саженцев, подсохших при пересылке их из дальних регионов. Им найдена причина гибели яблонь, после сравнительно теплой зимы и благоприятной весны. Было установлено, что в нижней части ствола, по всей его окружности отставала кора, и деревья засыхали. Происходило это, когда осенью большой покров снега ложился на талую землю. Потребовалось отгребать снег от ствола на ширину 1/3 или половину приствольного круга, чтобы дать возможность почве промерзнуть на 4-7 см и уже после этого засыпать их снегом и несколько раз за зиму отаптывать снег, что также предохраняло деревья, с низким отхождением сучьев, от весенних «разрывов».
Главное достижение К.А. Попова — закладка им, первого в Коми АССР, плодово-ягодного питомника в Сыктывкаре. В 1952-1954 гг. была подготовлена почва под питомник, заложены садозащитные полосы, а осенью 1954 г. проведена посадка маточного сада, состоящего из следующих пород: яблоня в вертикальной и стелющейся форме — 2 га, крыжовник — 0,5 га, малина — 0,5 га, смородина — 0,5 га, садовая земляника — 0,5 га.
Питомник К.А. Попова стал основой, донором развития дачного и приусадебного садоводства в Коми АССР. Сегодня в республике имеется более 90 тыс. дачных и более 100 тыс. приусадебных хозяйств. На большинстве из них растут ягодные культуры, обеспечивая своих владельцев сладкой витаминной продукцией, а начало все они взяли из питомника К.А. Попова.
Прекрасный итог жизни исследователя-опытника К.А. Попова, замечательный, живой памятник пионеру северного садоводства.
Источник: Сельскохозяйственной науке Республики Коми 100 лет (1911-2011 гг.) — Сыктывкар. 2011. — 151 с.